Детям

Анализ речевых трудностей современных детей

Специалисты различных областей педагогических наук отмечают, что в последние десятилетия в числе дошкольников и учащихся начальной школы появляется все большее количество детей, имеющих различные речевые нарушения и отклонения. Проблема действительно актуальна и носит глобальный характер.

Трудности в устной и письменной речи у детей начальной школы может повлечь ряд проблем в дальнейшем обучении, особенно в усвоении программ языкового цикла, и развитии личности ребенка в целом. Как следствие игнорирования подобного рода отклонений в устной речи появление дислексия, а в письменной речи – дисграфия, дизорфография.

Статистика речевых нарушений неизменно фиксирует рост речевых патологий. Нарушения речи не только проявляются в недостатках звукопроизношения, но и затрагивают и другие компоненты речи, такие как фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи. Причем дефекты эти носят системный характер. Дети с нарушением в речи нуждаются в квалифицированной помощи специалиста.

Большинство родителей не подозревают о серьезности проблемы, считая, что у их ребенка все в порядке. Родители самостоятельно не могут определить содержание работы по развитию речи ребенка и коррекции ее недостатков в условиях семейного воспитания, поэтому необходимо прибегнуть к услугам логопеда. А ведь работа специалистов данной сферы заключается не только в постановке звуков речи, работа начинается с развития у детей всех психических процессов, что непременно способствует развитию ребенка и его познавательной деятельности.

С целью выявления речевых особенностей младших школьников и оценки их родителями уровня речевых навыков, мы провели анкетный опрос родителей учащихся начальных классов нескольких школ города Таганрога. Для рассмотрения путей предотвращения развития и распространения данной проблемы был выдвинут ряд задач проведенного анкетирования:

  1. Установить особенности контингента анкетируемых.
  2. Выявить часто допускаемые школьниками ошибки.
  3. Определить позицию родителей к имеющимся речевым трудностям их ребенка.
  4. На основе анализа полученных данных рассмотреть пути решения обозначенной проблемы.

Характеристика респондентов, данные по опросам

1. Среди опрошенных: 79% - женщины и 21% - мужчины.

2. Наличие или отсутствие речевых недостатков:

  • 59% - есть речевые недостатки,
  • 41% - нет речевых недостатков.

3. Замечали ли Вы у Вашего ребенка речевые недостатки?

  • 59% - замечали,
  • 41% - не замечали.

4. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался с логопедом?

  • 59% - да,
  • 41% - нет.

Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался с логопедом? Итак, статистика показывает, что 59% учеников начальной школы имеют речевые недостатки и более 60% из них допускают ошибки при письме. Полученный результат заставляет задуматься над причинами такого соотношения.

На заключительный вопрос анкеты «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок посещал дополнительные занятия с логопедом?», положительный ответ дали 54% родителей, отрицательный – 46%. Почти половина опрошенных не хотят устранять речевые проблемы, имеющиеся у их детей.

Учитывая статистику ответов о наличии ошибок в письменной и устной речи, где примерно у 60% они имеются, можно сделать вывод: проблема есть, но ее не очень стремятся решать по тем или иным причинам.

В связи с этим на базе Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» стартовала программа нашей организации – Логопедическая школа выходного дня «Речеград», где детям предоставляются бесплатные услуги логопеда, психолога и других специалистов в виде фронтальных, групповых и индивидуальных занятий.