Вовлечение родителей к занятиям для помощи в решении проблем во взаимоотношениях с детьми.
Привлечение студентов-волонтеров для занятий с детьми и получения ценного опыта через знания и практику.
Виктория Анохина, председатель правления ТГОО «Речеград», и.о. зав. кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ), канд. филол. наук, доцент кафедры.
Вместе мы можем! – девиз программы «Логопедическая школа выходного дня РЕЧЕГРАД».
С таким девизом ведут свою деятельность учредители и волонтеры Таганрогской городской общественной организации развития и коррекции речи и межличностных отношений «Речеград». В объединении совместных усилий и действий педагогов, психологов, логопедов, детей, их родителей и всех неравнодушных людей МЫ МОЖЕМ жить, радоваться и быть счастливыми!
– Каждому из нас хочется быть здоровым и счастливым! Как это сделать? – мы ищем ответ на этот вопрос, ищем вместе, – говорят участники программы «Логопедическая школа выходного дня «Речеград»».
Статистика речевых нарушений неизменно фиксирует рост речевых патологий, особенно в последнее время. В условиях усложнения современных школьных программ детям, имеющим речевые нарушения, учиться в начальной школе очень непросто. Многие родители даже и не подозревают о серьезности проблемы, считая, что их ребенок допускает на письме много ошибок потому, что просто не знает правил орфографии. Поэтому цель нашей школы – оказание диагностико-консультационной логопедической помощи детям, имеющим нарушения в развитии, в том числе речевые, а также их родителям или законным представителям. Работа школы направлена не только на коррекцию речевых нарушений детей, но и на развитие всех психических процессов, связной речи, коммуникативных навыков учащихся.
– В нашей программе мы задействуем всех: студентов, преподавателей, родителей, воспитателей, узких специалистов. У нас в «Речеграде» мы стараемся создавать такие условия, которые помогают детям быть свободными и счастливыми, а значит и здоровыми. Невозможно взять малыша и, занимаясь только с ним, повлиять на него. Развиваемся и учимся мы вместе с нашими детьми – учимся поддерживать друг друга и показывать пример, сотрудничать и договариваться, хвалить и благодарить, радоваться и грустить. Именно такую атмосферу и окружение мы создаем для тех, кто к нам приходит. И мы знаем, что вместе мы многое сможем!
Вместе – это вот как:
студенты-волонтеры, обучающиеся по профилю «Логопедия», под руководством опытных преподавателей проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми, помогая им поставить звуки, развить связную речи, мышление, коммуникативные навыки;
пока дети занимаются, родителям предлагается программа «Школа заботливых родителей». Цель школы – вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс для оказания помощи в решении проблем во взаимоотношениях с детьми. Занятия с родителями проводятся в форме психологических тренингов, мини-лекций, мастер-классов. Темы занятий определяются согласно запросам родителей;
не остаются без внимания и специалисты, занимающиеся коррекционной работой – для них мы подготовили несколько программ семинаров-практикумов по вопросам особенностей психолого-педагогического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии.
«Школа заботливых родителей» – наш «конёк».
– Нужны ли родителям подобные встречи?
Обычно мы учимся в школах и институтах читать, делить, умножать, другим навыкам профессиональной деятельности. А самой главной профессии – быть родителем – нас никто нигде не обучает. Предполагается, что и так все понятно. Поэтому каждый из нас воспитывает ребенка и играет с ним так же, как и наши родители это делали с нами. А делали они это по образцу и опыту их родителей.
Время сильно изменилось, дети стали другие по разным причинам, не будем в них углубляться. А способы контакта и взаимодействия такие же, как и много лет назад. Родители детей с логопедическими проблемами сталкиваются с дополнительными трудностями в общении со своими детьми. Именно поэтому наша программа достаточно актуальна и даже необходима. Во всяком случае, так говорят те, кто побывал на наших тренингах и семинарах.
В составе учащихся начальной школы, как отмечают специалисты различных областей педагогических наук, в последние десятилетия появляется все большее количество детей, имеющих различные нарушения и отклонения, в том числе речевые. Проблема действительно актуальна и носит глобальный характер.
Трудности в устной и письменной речи у детей начальной школы могут повлечь ряд проблем в дальнейшем обучении, особенно в усвоении программ языкового цикла, в развитии личности ребенка в целом, что снижает мотивацию к дальнейшему обучению в школе, а также к получению профессионального образования. Нарушения речи проявляются не только в недостатках звукопроизношения, но и затрагивают и другие компоненты речи, такие как фонетическая, лексическая, грамматическая сторона речи.
Поэтому участниками программы являются дети дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями познавательного и речевого развития, родители или законные представители данной группы детей, а также лица, осуществляющие диагностику, коррекционно-логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение.
К причинам увеличения количества детей с различными нарушениями можно отнести:
Миссия ТГОО "Речеград" - формирование здорового окружения для счастливого будущего детей.